Необычные памятники и музеи
Каких только музеев нет на свете! Кажется, в многочисленных экспозициях отображены все сферы человеческой жизни. Сегодня мы расскажем нашим читателям о самых необычных сокровищницах человечества.
Самые ужасные
Интерес к патологиям живого организма привел к созданию таких музеев, как петербургская Кунсткамера, куда еще при Петре I свозили заспиртованных уродцев. В те времена это щекотало публике нервы.
Сегодня первую десятку «самых ужасных» экспозиций в мире возглавляет Музей медицинской истории Мюттера в Филадельфии. Здесь можно полюбоваться на старинное медицинское оборудование, которое несложно принять за орудия пыток, а также уникальные биологические экспонаты. Чего стоит, к примеру, коллекция черепов! Кроме того, вашему вниманию предложат скелет двухголового ребенка, слепок с трупа сиамских близнецов с одной печенью на двоих…
А в городе Огстгеест (Нидерланды) не так давно появился Музей человеческого тела – детище бизнесмена Хенри Рамиреса, выделившего на его создание 27 миллионов долларов. Здание музея выглядит как фигура сидящего человека высотой 35 метров. Вход находится в районе колена. Помещение музея делится на зоны, каждая из которых посвящена одному человеческому органу: сердцу, легким, мозгу и т.д. При помощи видеозаписей, голограмм и других интерактивных методик посетители могут узнать, как функционирует наш организм.
Не меньший интерес вызвало и открытие в сентябре 2006 года в центре Лондона, в развлекательном центре «Трокадеро» Музея секса. В числе экспонатов:
- силиконовые модели людей в натуральную величину, по которым можно изучать эрогенные зоны,
- искусственные фаллосы,
- презервативы и прочая сексуальная атрибутика.
Посетители могут получить здесь инструкции о том, как предохраняться, как правильно целоваться, как доставлять удовольствие партнеру…
В Праге расположен музей средневековых пыточных инструментов. Посетителям предлагают поглазеть на более чем 60 устройств, которые применялись инквизиторами для выбивания признаний из несчастных жертв. Во время экскурсии гид объясняет принцип действия той или иной «машинки». Разумеется, это экскурсия не для слабонервных…
В Амстердаме действует Музей гашиша – Hash Museum. Он расположен, между прочим, в «районе красных фонарей». Здесь вам расскажут об истории выращивания и употребления марихуаны, а на память предложат приобрести семена конопли.
Антимузеи
В последнее время возникла тенденция экспонировать объекты, чья художественная и историческая ценность, мягко говоря, сомнительна. Так, в Бостоне (штат Массачусетс, США) открыт Музей плохого искусства. Идея экспозиции возникла у его основателя Скотта Уилсона после того, как он увидел картину неизвестного автора «Люси на поле с цветами», показавшуюся ему верхом безвкусицы. С тех пор Уилсон решил собрать «шедевры» бездарных художников. Вход в музей бесплатный. Желающих приобщиться к «антиискусству» предостаточно.
Еще один «антимузей» расположен в германском городке Киритц. Это Музей лжи. Среди его экспонатов – радио с затонувшего «Титаника», передающее звуки катастрофы; ковер-самолет, который пытается подняться и улететь; аппарат, представляющий собой действующую модель Вселенной… Не так давно экспозицию дополнило ухо знаменитого художника Ван Гога, как известно, отрезанное им самим в припадке душевной болезни. Дирекция музея утверждает, что не пытается убедить посетителей в подлинности экспонатов – им предлагается лишь немного пофантазировать.
Корабли будущего
По мере того как меняется наша жизнь, музейные экспозиции отражают все новые и новые тенденции в моде, искусстве и других сферах человеческой жизни… Меняют свой облик и здания музеев. Интересно, а какими они станут в грядущем?
В последние несколько десятилетий архитекторы пытались сотворить из зданий музеев архитектурные шедевры. Очаг культуры должен своим внешним видом выделяться из «толпы», быть вне времени! – считают сторонники оригинальных дизайнерских решений.
Один из самых известных таких проектов – музей Гуггенхайма на Манхэттене в Нью-Йорке, построенный создателем стиля «органической архитектуры» Фрэнком Ллойдом Райтом. Внутри эллипсообразного сооружения размещена богатейшая коллекция картин, собранная братьями Соломоном и Гарри Гуггенхаймами.
Популярность приобрели и проекты по реконструкции средневековых храмов искусства. Взять хотя бы огромную стеклянную пирамиду, выстроенную американским архитектором китайского происхождения Й.М. Пеем во дворе парижского Лувра. Туристы разглядывают пирамиду со всех сторон и фотографируются на фоне столь экзотической для Европы постройки…
Архитекторы отдают неизбежную дань и урбанистике. В финской столице Хельсинки недавно открылся музей современного искусства «Кьясма». По замыслу его создателя – нью-йоркского архитектора Стивена Холла – здание музея является неотъемлемой частью городского пейзажа. Этот металлический параллелепипед с множеством окон, накрытый волной из алюминия и цинка, символизирует современный мегаполис. Внутренняя планировка не менее замысловата. Войдя в музей, посетители попадают в огромный холл, откуда просматриваются все пять этажей. Поднявшись по пандусу, можно заплутать в бесконечном лабиринте залов и лестниц. Поэтому бродить по музею рекомендуется, только имея при себе план здания.
Будущее в нашем понятии неразрывно связано с космическими полетами. И это не могло не найти своего отражения в музейной архитектуре. В начале 2000 года швейцарским архитекторам Жаку Херцогу и Пьеру де Мерону была присуждена премия Прицкера за строительство в Лондоне нового здания галереи «Тейт». Швейцарцам удалось объединить традиции прошлого с современным стилем хай-тек. Например, части стеклянного фасада здания соединены между собой болтами. В результате создается впечатление, что галерея парит в воздухе…
А японский архитектор-модернист Тадао Андо разработал проект музея современного искусства в виде космического корабля! Это чудо архитектуры достроено в парижском районе Иль-Сегун. «Корабль» установили под таким углом, что со стороны кажется, словно он взлетает над Сеной…
Нанотехнологический гимн
Наш соотечественник, заведующий московской лабораторией «Наномир» Александр Кушелев предложил поистине революционную концепцию музея, являющегося одновременно гимном истории человечества и высоким технологиям. Здание такого музея должно быть построено из сверхпрочного материала с применением нанотехнологий. Окружать его будут «висячие сады Семирамиды», состоящие, однако, не из натуральных деревьев, а из так называемых упругих цепей, на которых развешаны модели атомов, кристаллов и одномолекулярных живых организмов, а также фрагменты различного экзотического оборудования, изготовленного в лаборатории – в том числе микроволновые двигатели, медные и сапфировые генераторы энергии… У входа в музей посетителей встретят скульптуры древних богов в лазерных бронежилетах (надетых на них не то в демонстрационных целях, не то чтобы защитить статуи от вандалов). Рано или поздно ученые изобретут «вечные лампочки», и тогда в музее загорится «вечный свет», который не нужно выключать из экономии. Да и сам музей будет стоять, не нуждаясь в реставрации, на протяжении тысячелетий.
Все упирается в финансирование. Сегодня в России практически не сыскать меценатов, готовых вложиться в дорогостоящие проекты, связанные с культурой.