Сверхзвуковая гончая
Сверхзвуковая гончая – так переводится с английского языка название автомобиля Bloodhound SSC. Он разрабатывается группой британских изобретателей, объединенных грандиозной идеей – создать самый быстрый в мире сверхзвуковой суперкар.
Впервые звуковой барьер (напомним, что скорость звука в воздухе примерно 1200 км/ч) был преодолен в 1947 году на экспериментальном самолете Bell-X1 (США). Управлял им летчик-испытатель, капитан американских ВВС Чарльз Йегер. Правда, из-за большого веса самолет не смог сам взлететь, и его пришлось поднимать на полетную высоту с помощью бомбардировщика.
В 1948 году Bell-X1 достиг рекордной скорости 1556 км/час. Всего же этот самолет совершил около 80 полетов.
После окончания экспериментов рекордсмена передали в Смитсоновский Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне. А Чарльз Йегер стал звездой Голливуда, снявшись в 1957 году вместе со своей железной птицей в фильме «Летчик».
В дальнейшем авиаконструкторы пытались модифицировать легендарный самолет. Они решили изменить состав топлива, чтобы Bell-X1 смог дольше находиться в воздухе. Однако эти эксперименты не привели ни к чему хорошему – заправленный новым топливом Bell-X1 вспыхнул и сгорел прямо во время полета.
Непризнанный рекорд
Попытки достичь сверхзвуковых скоростей с помощью колес были осуществлены гораздо позже. На сегодняшний день неофициальная пальма первенства в покорении звукового барьера на земле принадлежит трехколесному автомобилю Budweiser rocket, который в 1979 году разогнался до скорости примерно 1200 км/час.
Но этот рекорд не признали, так как при испытаниях не был соблюден ряд обязательных правил. Например, замеры делались с помощью приборов, применяемых для измерения скорости ракет, а не автомобилей. На испытания не были приглашены официальные представители международной автомобильной ассоциации. Кроме того, мощности суперкара хватило только на кратковременное превышение скорости звука.
Псу обрезали хвост
Официально признанным рекордом по превышению скорости звука стал результат автомобиля Thrust SSC, который с соблюдением всех правил был испытан в 1997 году в пустыне Блэк Рок (штат Невада). Thrust SSC разогнался до рекордной скорости в 1228 км/час за 30 секунд. Кстати, автомобилем управлял не профессиональный водитель, а пилот ВВС Великобритании Энди Грин. Видимо, авторы эксперимента посчитали, что подобное испытание под силу только человеку, уже имеющему за плечами опыт управления транспортным средством, движущимся с такой огромной скоростью.
Вдохновленные успехом своего детища, создатели Thrust SSC решили сделать еще более мощный автомобиль – так в 2008 году появилась идея железной гончей.
Группу специалистов по конструированию Bloodhound SSC возглавляет Ричард Нобл, представивший в 2010 году на международном авиасалоне в Фарнборо в пригороде Лондона полноразмерный макет автомобиля. А управлять гончей во время испытаний будет тот же самый пилот, который в свое время управлял Thrust.
Первоначально планировалось придать гончей форму пули, то есть она должна была иметь зауженный нос и корму. Но со временем Рон Айерс, 78-летний английский инженер, усовершенствовал конструкцию, срезав заднюю часть автомобиля. Это было сделано для того, чтобы снизить силу трения о воздух. В таком виде проект был передан в 2010 году компании Hampton industries (город Виган, Великобритания), которая взялась за изготовление будущего рекордсмена.
Ракета на колесах
По мере того как авторы проекта вносили изменения в компьютерный дизайн суперкара, на свет появлялись все новые и новые его части, выполненные уже из стали, алюминия и углепластика. Казалось, что может быть проще – берешь продолговатый предмет с заостренными концами и устанавливаешь на него ракету? А вот и нет. На гончую планируется поставить сразу три разных двигателя. Реактивный двигатель придаст автомобилю первоначальную скорость, ракетный включится через 20 секунд после первого и позволит болиду развить сверхзвуковую скорость, а бензиновый обеспечит бесперебойную подачу топлива.
Двигатели будут развивать суммарную мощность в 135 тысяч лошадиных сил. За одну секунду автомобиль может преодолеть расстояние, равное длине четырех с половиной футбольных полей.
Рекорд будет побит
Первые пробные испытания Bloodhound SSC намечены на лето 2012 года. Если тест-драйв пройдет успешно, то болид перевезут в Южную Африку, где на дне засохшего озера суперкар должен показать все, на что он способен.
Все рабочие чертежи Bloodhound SSC опубликованы на сайте Института инженеров-механиков Великобритании для того, чтобы широкая общественность могла принять участие в обсуждении и реализации этого проекта. И это еще не все. Проект планируется разослать в 4500 английских школ и технических колледжей, и любой из полутора миллионов старшеклассников и будущих инженеров сможет ознакомиться с ним и внести свои замечания.
Проект также широко известен в более чем 200 странах, и это не случайно, ведь главная его цель – развивать интерес молодых людей к современным технологиям.
Гибридный ракетный двигатель – это отдельная тема. Его автор – Даниэль Джабб, английский конструктор-самоучка, даже не закончивший средней школы. Свою первую ракету Даниэль запустил, когда ему не было и четырех лет, под руководством своего деда Сида. Она взлетела на десять метров.
Шли годы, дед и внук запускали все новые ракеты, которые становились все сложнее и взлетали все выше. Первый более или менее серьезный опыт пришел к Даниэлю в 1996 году, когда ему было всего 12 лет. В тот год дед договорился с воинской частью, и самоучкам позволили запустить ракету на настоящем полигоне.
Военные заинтересовались этими опытами и позволили испытателям продолжать свои эксперименты. Вскоре ракеты взлетали уже на максимально разрешенную высоту, а Даниэль забросил школу и вместе с дедом организовал собственную компанию по производству ракетных двигателей.