Марсоход NASA Perseverance обнаружил на Марсе признаки жизни
 
 
Как смерть алхимии породила современную науку
 
 
7 самых известных мифических мест
 
 

Воздушная атака на самолет с Брежневым

В мировой истории имеется немало случаев покушений на руководителей разных стран. Но то, что произошло 9 февраля 1961 года, можно назвать самым необычным из подобных происшествий: это был первый и единственный инцидент, когда самолет с одним из высших должностных лиц был атакован истребителем государства, с которым не велось военных действий. Подлинные причины произошедшего до настоящего времени не установлены.

Боевая атака

В 1961 году Леонид Ильич Брежнев еще не был генеральным секретарем ЦК КПСС, но занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР, то есть высшую государственную должность в Советском Союзе. 9 февраля он с официальным визитом вылетел из Москвы в Республику Гвинея. Самолет Ил-18 (бортовой номер №75708) должен был сделать промежуточную посадку в марокканском городе Рабат. Крылатой машиной командовал личный шеф-пилот Брежнева Борис Бугаев. Путь к Марокко пролегал над территорией Алжира, и, согласно международным правилам, при подлете к этой стране экипаж сообщил свои координаты. Алжир в то время являлся колонией Франции (страна получила независимость в марте 1962 года).

Через несколько минут к самолету Брежнева приблизился реактивный истребитель с четко читаемой французской символикой. Он начал совершать опасные маневры, а затем обстрелял Ил-18. Пулями и осколками снарядов было пробито хвостовое оперение советского самолета. Борису Бугаеву удалось вывести крылатую машину из зоны обстрела. Истребитель не стал преследовать самолет Брежнева, в итоге советская делегация благополучно прибыла в Рабат.

Самолет ИЛ-18

Самолет ИЛ-18

Объяснений не последовало

На следующий день министр иностранных дел СССР Андрей Громыко передал временному поверенному в делах Франции ноту протеста, в которой говорилось, что действия военного самолета следует расценивать как акт международного бандитизма. Советская сторона потребовала тщательного расследования и наказания виновных. На страницах многих газет появились подборки возмущенных писем жителей страны, выражающих решительный протест против действий французской военщины.

В ответ представитель министерства иностранных дел Франции обтекаемо квалифицировал событие как «достойный сожаления инцидент» и заверил, что власти его страны проводят расследование. Но никаких дальнейших объяснений от правительства Шарля де Голля не последовало. А инцидент отодвинули на второй план более масштабные мировые события. Спустя некоторое время в космос полетел первый аппарат с человеком на борту — и про обстрел самолета Брежнева забыли.

Летчик, ставший министром

Уже позже аналитики предположили, что провокация была организована членами ультраправой террористической группировки OAS (от франц. Organisation de I’armee secrete — «секретная вооруженная организация»), которая выступала против предоставления независимости Алжиру. В случае гибели Брежнева такой инцидент мог заставить де Голля, взявшего курс на отказ своего государства от колоний, уйти в отставку. Но как именно пилот истребителя был связан с террористами, осталось неясным.

Зато известно, что воздушный инцидент кардинально поменял жизнь летчика Бориса Бугаева. В 1966 году «за выдающиеся успехи в выполнении заданий семилетнего плана» ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В том же году он стал заместителем министра, а позже – министром гражданской авиации СССР, проработав на этом посту 17 лет.

Борис Павлович Бугаев — советский лётчик, военный и государственный деятель, Главный маршал авиации, дважды Герой Социалистического Труда

Борис Павлович Бугаев — советский лётчик, военный и государственный деятель, Главный маршал авиации, дважды Герой Социалистического Труда

Добавить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.