Марсоход NASA Perseverance обнаружил на Марсе признаки жизни
 
 
Как смерть алхимии породила современную науку
 
 
7 самых известных мифических мест
 
 

Русский самовар

Сегодня самовар не в моде. Однако в некоторых семьях еще сохранилась замечательная традиция чаепития, когда у самовара собирается вся семья. Правда, сейчас самовары – электрические. А каких-то 50 лет назад этот удивительный предмет быта имелся почти в каждой семье.

Русский самовар

Родом из Голландии

Спрашивается: как появилось слово «самовар»? Некоторые филологи утверждают, что у него тюркские корни, и произошло оно от «санабара», что означает «чайник». Может быть и так, только вполне возможно, что все проще – это чисто русское сочетание наподобие «пароход» или «самолет», так как на Руси варили не только еду, но и воду.

Интересно, что устройство, ставшее символом России, не является национальным изобретением. Его, наряду с другими диковинками, привез из Голландии Петр I. В том, что самовар прижился в России, немалую роль сыграл холодный климат. Чтобы согреться, люди выпивали за день по 15-20 чашек чая! Кроме того, самовар, нагревая воду, обогревал и помещение.
Как и у большинства других вещей, у самовара есть предшественники. Это китайские хого, у которых была труба, но не имелось кранов, ибо они служили для подачи на стол супов и бульонов.

Хого, Китай, XIX век

Хого, Китай, XIX век

А также приборы, которые использовались в Древнем Риме для подогрева воды и варки пищи. Были у них и русские родственники, например устройства для приготовления сбитня – горячего напитка с медом и травами.

Все дело – в трубе

Первые русские самовары как снаружи, так и изнутри напоминали английские сосуды для кипячения воды и были в ходу в середине XVIII века. К концу столетия самовар приобрел свои конструктивно-функциональные особенности, сохранившиеся на долгие годы. Помимо трубы, помещенной внутри резервуара и окруженной со всех сторон водой, мастера придумали приставную трубу, которая надевалась сверху, снабдили самовар тягой. При этом все устройство еще долго сохраняло сферическую форму и было достаточно приземистым.

Самовар – не просто кипятильник. Он настоящий химический реактор, в котором происходит смягчение воды, что немаловажно, ибо чай, заваренный в жесткой воде, просто-напросто невкусен. Вода кипит, образуется накипь, которая откладывается на стенках трубы и корпуса, основная оседает на дно. Поэтому настоящие мастера своего дела никогда не помещали кран внизу агрегата.

Чтобы самовар начал нагревать воду, его надо разжечь. А это целое искусство. Налив в специальную емкость совсем немного воды (только для того, чтобы металл не расплавился), в горелку клали тлеющие угольки, а затем набивали ее щепками или шишками. Сверху надевали трубу и раздували угли. В растопленный самовар заливалась вода, и процесс начинался. При закипании самовар на первом этапе «пел», на втором шумел, на третьем – бурлил.

В стиле рококо

Первыми изготовителями самоваров в России были уральские умельцы. Затем появились мастерские в Ярославле, Москве, Петербурге, Вологде, Костроме. Лидером среди них стала Тула, получившая по праву статус «столицы самовара».
Первая самоварная мастерская была создана оружейником Федором Лисицыным, и в 1778 году его сыновья изготовили первый самовар. В 1803 году мастерская превратилась в фабрику. Лисицыны выпускали очень интересные изделия с чеканкой и гравировкой, с замысловатыми фигурными кранами (например, в виде дельфина), с витыми и петлеобразными ручками, квадратные и овальные, бочонками ив виде ваз. Изначально самовары делали из красной меди, латуни и томпака (сплав меди с очень маленькой добавкой цинка). Иногда их серебрили, золотили, а иной раз делали из серебра и мельхиора.
Форма самоваров была самой разнообразной – в одной только Туле производилось около 150 видов. Эскизы этих изделий рисовали известные художники и скульпторы, отсюда и настоящие произведения искусства в стиле рококо, ампир, модерн.

Самовар вошел и прочно обосновался во всех слоях российского общества – от царского двора до крестьянской избы. Он стал не только олицетворением русского образа жизни, но и определенным выражением материального достатка. Так, в крестьянской среде самовар считался роскошью, ибо не только металлические изделия стоили довольно дорого, но и сам чай дешевизной не радовал.

А вот в городах была совсем иная картина. Самовары ставили в трактирах и на постоялых дворах, где они находили применение не только для кипячения воды, но и приготовления пищи, сохранения ее в горячем виде. А с начала XIX столетия в самоварах стали варить и кофе.

Встречался самовар и в еврейских местечках, недаром фокстрот «У самовара я и моя Маша», пользовавшийся в 1930-е годы огромной популярностью, написала еврейская девушка из Ялты Фаина Гордон (в замужестве – Квятковская).

И вензеля, и монограммы

К первой половине XIX века в России уже сформировался определенный ритуал согласно которому чай из самовара разливала хозяйка дома или старшая дочь. Самовар стоял или на столе, или на специальном столике рядом. Если же за столом собиралось много народа, слуги разливали чай в соседней комнате и разносили гостям. К самоварам из серебра или мельхиора полагалась соответствующая посуда – чайник, молочник, полоскательница, ситечко, щипцы для сахара и чайные ложки. Женщины пили чай из чашек, мужчины – из стаканов в подстаканниках.

Неудивительно, что самовар стал одним из предметов жанровых сцен, изображенных на полотнах известных живописцев, заслужил немало поэтических строк и описаний в русской литературе. Например, у Н.В. Гоголя в «Мертвых душах» читаем: «Под шумок самовара ведется согревающий сердце и душу разговор». А это уже И.А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»»: «Всем другим нациям простительно не уметь наслаждаться хорошим чаем. Надо знать, что значит чашка чая, когда войдешь в трескучий тридцатиградусный мороз в теплую комнату, сядешь около самовара, чтобы оценить достоинства чая».
К концу XIX века на рынке появились особо ценимые баташевские самовары, лучшие по качеству и отделке, без которых не обходилась ни одна выставка, как в России, так и за границей. Кстати о выставках. Желающие участвовать должны были представить несколько образцов своих изделий, снабдить самовары фабричными клеймами. За лучшую продукцию фабриканты получали награды, а затем, удовлетворяя тщеславие производителей, образцы медалей клеймили на самоварах.
Выставочными же экземплярами наряду с теми, что делались по индивидуальным заказам, неимоверно дорожили. На них оставляли памятные надписи, посвящения, украшали самовар вензелями и монограммами.

Великаны и лилипуты

В конце XIX — начале XX века появился новый тип самовара – керосиновый. А после событий 1917 года самоварная промышленность практически прекратила свое существование.

С нэпом произошел новый расцвет производства тульских самоваров. А потом наступило затишье вплоть до конца Второй мировой войны. В 1950-х годах состоялось объединение всех самоварных предприятий Тулы в один завод «Штамп», где самовары делают и по сей день. Продукция – 28 видов изделий емкостью полтора, два, три, пять, семь и девять литров. Есть буфетные – великаны на 45 литров – и миниатюрные, сувенирные, например «Ясная Поляна» – уменьшенная в 56 раз копия самовара Льва Толстого. Его емкость – всего 125 миллилитров, а высота – 13 сантиметров.

В советское время для выставок были сделаны такие интересные экземпляры, как самовар «Дружба народов», выполненный в форме вазы с ручками в виде виноградных листьев и выпуклым изображением гербов союзных республик на стенке. Или «Избушка на курьих ножках» с дракончиками-кронштейнами. На самоваре «Лесная быль» изображены борющиеся охотник и медведь, а на модели, посвященной 600-летию Куликовской битвы, – дружины русских воинов.

Самовар «Флорентийская ваза»

Самовар «Флорентийская ваза»

В фондах Тульского музея самоваров имеется большая коллекция самоваров фабрики С.Ф. Баташева и его наследников. Среди них – «Флорентийская ваза», коллекция сувенирных самоваров, изготовленных для подарка детям Николая II. Это небольшие изделия (емкость 200 мл), искусно выполненные в форме греческой вазы, в стиле рококо, зеркальной и византийской рюмки, гладкого шара.

Кстати, сегодня в России вновь возродилась мода на самовары, особенно старые. Их реставрируют, приводят в порядок, собирают коллекции или используют по назначению.

Существуют и государственные музеи самоваров. Кроме самого известного Тульского, подобные недавно открылись в Минске, Городце, во Владивостоке. В этнографическом музее Симферополя прошла выставка, в экспозицию которой вошли более сотни уникальных предметов из частных коллекций, а в декабре минувшего года в России состоялся V всемирный фестиваль «Петербургский самовар».

Добавить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.