Камни Ики — послание древнейших жителей земли?
 
 
Новая рубрика «Тайны НЛО»
 
 
«Чешский ад» для эстонских эсэсовцев
 
 

Жизнь, отданная Арктике

Весной 1912 года лейтенант Георгий Седов подал начальнику Главного гидрографического управления генералу А.И. Вилькицкому рапорт с планом похода к Северному полюсу. «В этом состязании, – писал Седов, – участвовали почти все страны света и только не было русских. Мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг».

Георгий Яковлевич Седов

Георгий Яковлевич Седов (1877-1914 г.г.)

План Седова состоял в следующем. В середине июля 1912 года экспедиция выйдет из Архангельска к Земле Франца-Иосифа – самой северной группе островов – и там остановится на зимовку. Переждав полярную ночь, с первыми лучами солнца небольшая группа выступит к полюсу на собаках.

Ни морское командование, ни правительство не поддержали Седова. Ему пришлось снаряжать экспедицию на частные пожертвования. Непомерно высокая цена не позволила энтузиасту купить подходящее судно у архангельских промышленников.

В июне шкипер В.Е. Дикин предложил Седову зафрахтовать его пароход «Святой мученик Фока». Со своей командой шкипер брался доставить экспедицию на Землю Франца-Иосифа.

«Фока» – деревянный двухмачтовый пароход – пережил долгую историю. Он был построен в Норвегии в 1870 году для промысла в Ледовитом океане. Почти тридцать лет пароход плавал под названием «Гейзер», пока в 1898 году не был продан в Россию и переименован. Судно строилось прочным, в расчете на арктические льды.

Приближался день отплытия. «Фоку» загрузили провизией на три года, а также бревнами и досками для построек, которые планировалось возвести на месте зимовки. На палубе громоздились ящики с припасами и клетки для собак. Угля перегруженное судно могло взять не более 100 тонн.

Последние дни перед отплытием были самыми трудными. Почти накануне отхода владелец судна Дикин отказался идти в плавание. Вместе с ним с корабля ушла и часть команды. Возмущенный Седов в течении суток набрал без особого отбора новых людей. Удивительно ли, что некоторые из них явились на корабль в пиджаках за час до отплытия?

Участники экспедиции на палубе парохода «Святой Фока». В центре - Г.Я. Седов.

Участники экспедиции на палубе парохода «Святой Фока». В центре - Г.Я. Седов.

Первые испытания

Участник экспедиции, художник Николай Пинегин вспоминал: «Никогда мы не ощущали так сильно косности и тупого, непроходимого бюрократизма, как в дни перед уходом экспедиции. Все было против нас». 27 августа (по новому стилю) 1912 года «Фока» отошел от Соборной пристани Архангельска. Торопливо, плохо организованная экспедиция отправилась в тяжелое, далекое плавание.

В Баренцевом море «Фоку» встретил шторм. Тихоходному судну трудно было бороться с ветром. 9 сентября потрепанный штормом пароход вошел в Крестовую губу на Новой Земле. На «Фоке» не было радио, хотя оно в то время на судах применялось. Седов не мог позволить себе такую роскошь. Покидая колонию в Крестовой губе, экспедиция надолго теряла связь с миром.

1912 год выдался в Арктике необыкновенно жестоким. Уже двадцать лет в северных морях не видели таких тяжелых льдов!
К тому же «Фока» вышел в плавание слишком поздно. Рискуя вмерзнуть в дрейфующий лед. Седов все же попытался пробиться к Земле Франца-Иосифа, ведя судно по узким каналам.

«Мы «Фокой» восхищаемся, – писал в своем дневнике Н.В. Пинегин, – вот настоящее ледовое судно! Удары об лед с полного хода для него – пустяки». Но преодолеть ледяные поля не удалось. Описав во льдах огромную петлю, «Фока» возвратился к Новой Земле. В эти дни он еще раз показал свою прочность, когда у полуострова Панкратьева сел на мель. Начался шторм, огромные льдины били в борта корабля. «Нам казалось тогда, – вспоминал Пинегин, – что другое судно, построенное не столь прочно, выдержало бы не больше десятка ударов подобной силы».

Начало рокового плавания

Начало рокового плавания

В бухте Тихой

Очередной удар льдов столкнул «Фоку» с мели, но вскоре они опять остановили пароход. Началась зимовка. Она продолжалась 352 дня! Но даже когда наступило полярное лето, льды долго не отпускали «Фоку». Только в начале сентября 1913 года ветер взломал в бухте лед, судно вырвалось из плена и с мизерным запасом угля двинулось на север.

«Наш «Фока» бьется из последних паров, – вспоминал Пинегин, – коптя последним мелким углем». Уголь быстро иссяк. В топку полетели доски, обрубки канатов, смоченные машинным маслом, сало медведей и нерп, смешанное с золой.

13 сентября показалась наконец Земля Франца-Иосифа. «Фока» приближался к долгожданной цели. Прошла еще одна неделя, и в безымянной бухте острова Гукера экспедиция остановилась на вторую зимовку. Бухту назвали Тихой.

Эта зимовка была куда тяжелее первой. Печи изредка топили обломками ящиков и салом. Жилые помещения на судне оледенели. Однообразное питание вызвало цингу. Даже Седов, прежде очень крепкий человек, серьезно заболел.

Что было потом, хорошо известно. Весной следующего, 1914 года Георгий Седов с двумя матросами Линником и Пустошным вышел к полюсу. Спустя месяц спутники Седова возвратились. По их словам, Седов, обессиленный болезнью, скончался на пути к полюсу.

К родным берегам

Близилось лето. Экспедиция стала готовиться к возвращению домой. Распилили на дрова часть одной из мачт. В угольные ямы сложили все, что могло гореть. В конце июля вокруг «Фоки» заплескалась вода. Вдоль знакомых берегов экспедиция взяла курс на юг.

А запасы угля таяли на глазах. Из машинного отделения неслось: «Топлива! Давление падает!» На судне треск: ломают перегородки кают, рубят шкафы и койки. На топливо идут запасные паруса и снасти. Скопления льдов то и дело останавливают «Фоку». Не верилось, что когда-нибудь удастся достичь свободной воды. К тому же судно имело угрожающую течь, и команде почти непрерывно приходилось работать ручными помпами.

На двадцатый день плавания льды остались позади. Теперь уже беспрепятственно на четырех парусах «Фока» поплыл к родным берегам. Днем 6 сентября 1914 года он пришел в Архангельск и встал у той самой пристани, откуда почти ровно два года назад начал свой трагический поход.

Комиссия порта, осмотрев «Фоку», пришла к выводу, что изувеченному судну грозит утопление и его необходимо как можно скорее ввести в док для ремонта. Но никто не торопился спасать «Фоку». Целых два месяца полуразрушенное судно служило пристанищем для его команды. Жалованье матросам было выплачено после долгих споров и разбирательств.

Судьба судна сложилась печально. Финансовые дела вокруг «Фоки» настолько запутались, что он, по существу, остался без хозяина. Никому не было до него дела. Стоя у стенки пристани, он все глубже погружался в воды Северной Двины.

Гибель «Фоки»

Пока шли разговоры и переписка о том, что же делать с гибнущим судном, оно затонуло. И тут власти вдруг забеспокоились. В порт стали приходить строгие указания любым способом освободить пристань от затонувшего судна.

У «Фоки», – писала газета «Архангельск», – раньше было много друзей. Его хвалили, о нем кричали. Но прошли золотые денечки. От «Фоки» отказались даже законные его обладатели. Мало того, у него появились враги не хуже немцев. Под «Фоку» решено подвести мины и взорвать!». До этого, правда, дело не дошло. Портовое управление распорядилось откачать воду и поднять «Фоку».

На буксире его повели в док. Но, видно, такая уж злосчастная судьба была у этого многострадального судна. На пути в док оно со всего хода прочно село на мель. Попытки снять судно с мели ни к чему не привели. Так и осталось оно там, отданное во власть реки.

В конце концов, течение унесло «Фоку» в Кузнечиху – один из рукавов Северной Двины – и выбросило его на песчаный берег острова Шилова. Здесь судно и погибло. Его корпус местные жители распилили и разобрали на дрова, а остатки занесло песком.

Прошли десятилетия. Перед войной на месте гибели «Фоки» были проведены раскопки. В них принял участие бывший матрос «Фоки» A.M. Пустошный, тот самый, что шел с Седовым к полюсу. Потом это место еще не раз привлекало к себе внимание историков и музейных работников. Найденные металлические и деревянные части корпуса судна стали экспонатами Музея Арктики и Антарктики в Петербурге и Областного краеведческого музея в Архангельске.

Добавить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.