Марсоход NASA Perseverance обнаружил на Марсе признаки жизни
 
 
Как смерть алхимии породила современную науку
 
 
7 самых известных мифических мест
 
 

Космические корабли на стенах храма?

В 1819 году небольшая группа англичан охотилась на берегах индийской реки Вагхар («Тигровая река»). Охотники пробирались сквозь джунгли, когда их взорам неожиданно открылась поистине сказочная картина: город, вырубленный в толще огромной скалы! На заросшем буйной тропической растительностью склоне темнели загадочные провалы — входы, обрамленные причудливыми порталами со множеством каменных скульптур. В траве угадывались ступеньки каменных лестниц. Так 180 лет назад в центральной части Индии были обнаружены пещерные храмы одного из величайших памятников буддизма Аджанты.

Уникальный комплекс создавался буддистскими монахами начиная со II века до н.э. Закончен он был девять столетий спустя. Первым исследователем пещер Аджанта стал археолог Дж. Фергюссон, представивший в 1843 году научный отчет Королевскому азиатскому обществу. Тогда стало известно, что из 29 пещер 24 являются монастырями, а 5 — храмами. По мнению ученого, на создание грандиозного архитектурного комплекса ушло больше сил, чем на постройку пирамиды Хеопса! Действительно, нельзя не удивляться тому, какой неимоверный труд, мастерство и терпение были затрачены на создание этих монолитных сооружений, украшенных резьбой и скульптурами, в твердейшем базальте.

Аджанта

Аджанта

Пещеры представляют собой уникальную картинную галерею. Росписями занято все свободное пространство стен, потолков и даже колонн. Содержание фресок весьма разнообразно: от простодушной легенды о том, как слон, попав в неволю, сумел растрогать свирепого раджу, до вручения персидским послом повелителю княжества Ватапи верительных грамот.

Остается загадкой, как художники могли рисовать в полутьме пещер. Предполагается, что они пользовались светом, отраженным с помощью металлических зеркал. Часть росписей выполнена светящимися красками! Доктор искусствоведения и лауреат премии имени Дж. Неру С. Тюляев рассказывал, как во время осмотра пещер начала VI века проводник, приведший группу экскурсантов к изображениям женских полуобнаженных фигур, сказал: «После того как я выключу электрический свет, первое время вы ничего не будете видеть, так как в этом месте пещеры царит полная тьма. Но когда ваши глаза привыкнут к темноте, постепенно из нее выступят эти фигуры и покажутся вам похожими на изваяния из мрамора». Все произошло в точности, как сказал проводник.

Аджанта — не единственное место в Индии, где сохранились пещерные монастыри. Недалеко от него была обнаружена группа индуистских храмов. Это Эллора, состоящая из 34 пещер, вырубленных в скальных породах. Они создавались между V и XIII веками.

Самое значительное и невероятное сооружение Эллоры — храм Кайласа (VIII век до н.э., 80 метров в длину, 50 — в ширину, 40 — в высоту), высеченный в огромной скале. Башни, галереи, мостики, гигантские слоны, подпирающие площадки, статуи Шивы и демонов, разъяренных быков и танцующих девушек, — все это создано из одного «куска» камня!

Но загадку представляют не столько эти скульптуры, сколько некоторые рисунки на стенах храма. Наиболее «смелые» ученые полагают, что они представляют собой не что иное, как изображения воздушных кораблей. Исследователь Георг считает их иллюстрациями великого эпоса «Рамаяна», в котором много места уделено сражениям богов и героев в небесах и даже под водой. Так, в седьмой части эпоса рассказывается о том, как Брахма подарил Кубере чудесную колесницу «Пушпака». Она была украшена колоннами и арками, оснащена лестницами и террасами и могла превосходно летать по воздуху. Брат Куберы отобрал у него «Пушпаку» и даже спускался на ней в подводное царство.

Еще один пещерный комплекс из шести храмов высечен в гранитной горе острова Элефант, расположенного в акватории большой Бомбейской гавани. Издали остров действительно похож на слона. Храмы созданы индуистскими монахами в VI-VII веках и посвящены Шиве. Повсюду воспроизведены его многочисленные скульптурные и живописные изображения, прославляющие подвиги величайшего божества-творца всего видимого и невидимого: Шива-Натараджа — покровитель космического танца, Шива-Йагешвара — покровитель йоги и т.д. В центре скального храма расположен алтарь Шивы — лингам: каменный полутораметровый цилиндр, символ жизни и бессмертия, бесконечности мира и животворящей энергии.

Не случайно здесь, на Элефанте, был построен первый в Индии атомный реактор, здание которого является точной, но в несколько тысяч раз увеличенной копией лингама. Для индусов в этом нет ничего странного. По их мнению, энергия реактора является одним из проявлений божественной природы Шивы.

Добавить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.