Необычные экспонаты в «Музее золота»
Множество глаз рассматривали древние крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при государственном банке Колумбии. Эти фигурки не раз экспонировались на передвижных выставках «Сокровища Колумбии», проводившихся в разных странах мира. Но только в 1969 году американский ювелир Эмануэль Стауб обратил внимание на то, что одна из крылатых фигурок, копией которой он располагал, слишком уж похожа на самолет!
Ювелир переслал копию своему другу, известному зоологу и исследователю аномальных явлений Айвену Сандерсону. Ученому сразу стало ясно, что фигурка, названная в выставочном каталоге «зооморфной», в действительности не имеет прототипов среди животных. В то же время несколько авиационных экспертов, с которыми консультировался Сандерсон, признали в находке модель летательного аппарата! Между тем ее возраст составлял более тысячи лет…
Статья Сандерсона о древнем самолете, опубликованная в журнале «Аргоси», произвела сенсацию и побудила к поискам аналогичных фигурок в других музеях и частных собраниях. Всего к настоящему моменту известно свыше тридцати «золотых самолетиков». Обычно их находили в захоронениях индейских вождей. Предполагается, что при жизни хозяев эти предметы использовались в качестве нагрудных украшений или амулетов. Благодаря наличию в захоронениях органических остатков время изготовления крылатых амулетов известно с достаточной точностью — около 500 года н.э. Авторами этих шедевров были мастера индейской культуры толима, жившие на территории нынешней Колумбии в среднем течении реки Магдалена. Однако творения их рук встречались далеко за пределами данного региона. Так, в берлинском Музее этнографии хранится «самолетик», найденный на территории Коста-Рики. Сообщалось об обнаружении подобных изделий из золота в Венесуэле и Перу.
Изготовители фигурок явно изображали некое живое существо: об этом свидетельствуют глаза и пасть. Соответственно интерпретация этих предметов специалистами по древним культурам Америки носит биологический оттенок. Крылатые амулеты часто связывают, например, с «культом насекомых». Аналогичный экспонат из Музея естественной истории в Чикаго снабжен подписью «летучая рыба», а его собрат из Музея примитивного искусства в Нью-Йорке подается публике как «крылатый крокодил». И все же, несмотря на различие форм, практически все крылатые фигурки из золота имеют схему самолета, которой нет точных соответствий в природе. На каждом экземпляре легко можно показать кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль…
Это обстоятельство заставляет исключить предположение, что индейские художники фантазировали. Если образ содержит основные конструктивные элементы самолета, то мы имеем дело с плодом технической мысли и строгого расчета.